Гимназия с самого начала своего существования стала искать способы развития педагогического коллектива. И одним из способов развития педагогов стали партнерские отношения с различными учебными заведениями, институтами, образовательными центрами, вовлечение учителей в научную, экспериментальную деятельность.
Начиная с 1994 года завязалось тесное сотрудничество с Вятским государственным педагогическим университетом (сейчас Педагогический институт ВятГУ, директор Симонова Г.И.). Учителя гимназии вели серьезную исследовательскую и экспериментальную работу под руководством преподавателей ВГПУ: Юсупова В. З., Русских Г. А., Машаровой Т. В. В течение года проводились предметные познавательные декады по всем предметам с участием студентов педагогического университета, в начальной школе «Олимпийский калейдоскоп», курсы, мастер-классы и тп.
В рамках инновационного проекта «Информационные технологии как средство повышения качества развивающего образования в общеобразовательных учреждениях» преподавателем университета Харунжевым А. А. была организована работа курсов «Погружение в проблему системных представлений о новых информационных технологиях».
С 1996 года начинается сотрудничество с Российским химико-технологическим университетом им. Д.И. Менделеева. Школьники гимназии и города получили возможность стать студентами этого ВУЗа, не выезжая из города, успешно выполнив работу, подготовленную преподавателями РХТУ. Значительную роль в организации такого сотрудничества сыграли заместители директора Бессолицына Р. В. и Царева М. Б.
С началом работы по технологии развивающего обучения школа начинается сотрудничество с Центром переподготовки работников образования г. Москвы (ЦПРО) Исследовательская, и экспериментальная работа гимназии получила высокую оценку экспертной группы ЦПРО в составе Воронцова А. Б. (генерального директора ЦПРО) и Александровой Э. И. (автора учебника по математике в начальной школе).
Сотрудничество с Институтом усовершенствования учителей области (ИУУ), который возглавляла 28 лет Шульмина Галина Михайловна, трудно переоценить. Преемник ИУУ Институт развития образования (ректор Соколова Наталья Вячеславовна). Гимназия долгое время была базовой по системе РО, по иностранным языкам, информационным технологиям. Три года в гимназии работала лаборатория под руководством Русских Г. А. «Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной деятельности учащихся», и также методическая школа по теме «Система исследовательской работы учителей гимназии», «Лаборатория учителей – экспериментаторов» (руководитель Харунжев А.А.)
С 2004 года началось сотрудничество с Институтом образовательной политики «Эврика», ректор Адамский А.И., директор Антонова А.А. Институт - настоящий центр образовательных инноваций страны. Участвуя в его работе, гимназия стала федеральной экспериментальной площадкой.
Партнерами гимназии являются не только институты, университеты и тп, а инновационные школы области. Среди многих хотелось бы выделить Вятскую гуманитарную гимназию (директора Галицких Александр Александрович, Вологжанина Валерия Владимировна). ВГГ для нашей школы стала настоящим другом. Инновационные идеи этой школы серьезно повлияли на развитие нашей гимназии.
«…все, что выходит за пределы рутины и в чем
заключена хоть йота новизны, обязана,
своим происхождением творческому процесса человека»
Л.С. Выготский