«Величайшей правдой должно быть признание того, что в каждом человеке, в каждом ребенке есть потенциал великого человека» (Роберт Кеннеди)
1990 год – время активных реформ в государстве, обществе, образовании. Школа №9 преобразована в школу-гимназию №9. Это первая гимназия в городе Кирово-Чепецке, это одна из первых гимназий в стране. Никто не знал, какой она должна быть, кого учить, чему и как. Никто не был уверен в том, сколько лет она продержится, насколько успешной будет. Это был смелый и решительный шаг в ногу со временем.
Решили, что основная задача гимназического образования – сочетание целей участников образовательного процесса, общества и государства в области образования, дифференциация образовательного процесса, реализация адаптивной системы обучения. Для достижения поставленных высоких целей, был дан старт сразу нескольким направлениям инноваций.
Как сделать так, чтобы каждый ребенок мог успешно развиваться в условиях гимназии? Как поддержать одаренных детей и раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка? Необходимо было найти альтернативу традиционным методикам обучения. Такой «палочкой-выручалочкой» стала система развивающего обучения (РО), авторами которой являются Даниил Борисович Эльконин и Василий Васильевич Давыдов. Содержанием системы являются теоретические знания, в основе которых лежит содержательное обобщение.
Начиная с 1990 года, система РО активно внедряется в младших классах. Эта технология в основу ставит деятельность ученика, помещая его в квази-исследовательскую ситуацию, быстро развивая его креативное мышление, чувство собственного достоинства и позволяя ему лучше раскрыть свой интеллектуальный потенциал.
На первых порах было очень трудно. Минобразование РФ официально тогда ещё не утвердило эту образовательную технологию, учебников практически не было. Учителя-энтузиасты ездили на курсы, занимались самообразованием. Пришлось ломать привычные стереотипы о традиционном процессе обучения, ксерокопировать учебники, печатать на пишущей машинке массу раздаточного материала, разрабатывать новую для себя стратегию и тактику обучения в начальном звене.
Затем встал вопрос – а что дальше? Как учить в среднем и старшем звене? И начался новый эксперимент по внедрению технологии РО в среднем и старшем звене.
Колоссальное количество обсуждений, дебатов, споров, выступлений, мастер-классов, открытых уроков и конференций проведено в гимназии, в рамках этого поста все не перечислить. Главное – использование учителями технологии РО стало приносить ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.